В 1388 году в городе Кутна Гора
было начато строительство грандиозного храма в честь покровительницы шахтеров –
Святой Варвары. Именно шахтеры, работающие на шахтах по добыче серебряной руды,
взяли на себя шефство над постройкой храма. Предпосылкой к закладке храма
явилось желание кутногородских предпринимателей одержать победу в борьбе за
право духовного самоуправления с монахами расположенного неподалеку седлецкого
монастыря.
С тех пор как на месте будущего
города Кутна Гора были обнаружены залежи серебряной руды и из маленького
поселка для рабочих-шахтеров вырос целый город, он вел борьбу за право быть
самым лучшим городом Чехии с самой Прагой. Храм святой Варвары проектировали те
же зодчие и архитекторы, что и Собор святого Вита, а рядом с самим храмом
располагается галерея скульптур, которая создавалась как соперник скульптурному
ансамблю Карлова моста в Праге.
Именно благодаря участию одних и
тех же архитекторов и зодчих в строительстве обоих храмов придало им такой
похожий облик, а факт того, что строительство Храма святой Варвары
спонсировалось шахтерами, также приравнивает оба храма в том, что строились оба
не одно десятилетие и даже не одно столетие. На постройку собора святого Вита
ушло почти 1000 лет, а на постройку Храма святой Варвары – более 500 лет.
Колебания в прибыльности местных шахт по добыче серебряной руды, а также
различные исторические события оказывали значительное влияние на темпы
постройки Храма, чаще всего замедляя или вообще приостанавливая работу на большие
сроки.
Автором первоначального проекта
храма является Ян Парлерж, отец которого участвовал в разработке проекта собора
святого Вита. Наиболее старая часть храма построена в стиле французских
кафедральных соборов, но сам храм имеет расширенные наружные нефы, хотя
первоначально проектировался как трехнефный.
Строительство храма было
полностью остановлено во время гуситских войн, хотя финансирование
строительство испытывало определенные затруднения еще до их начала. К началу
15-го века возведение храма святой Варвары возобновилось, хотя и достаточно
медленными темпами. Позднее к разработке проекта присоединились известный
архитектор из Праги – Бенедикт Рейт и зодчий – Матвей Рейсек. Последний был
известным каменотесом в свое время и работал сначала в Праге, поучаствовав в
проектировании знаменитой пороховой башни, а позднее показал свое искусство и в
Кутной Горе, спроектировав свод храма, завершил строительство трифория, а также
украсив храм многочисленными каменотесными деталями. Бенедикт Рейт осуществил
при строительстве храма достаточно радикальные изменения, изменив пятинефную
конструкцию храма на трехнефную, а также закрыв свод кольцеобразными ребрами,
которые создают впечатление, как будто на потолке распустились многочисленные
цветы. Этот эффект придает потолку объемность и необычность, делая храм очень
непохожим на другие подобные сооружения. Существует мнение, что Рейт при
участии в строительстве и декорировании храма осуществил проект, который ему не
дали осуществить при строительстве собора святого Вита.
Также храм украшают фрески в
стиле поздней готики, сюжетами которых неизменно служат горные работы. Яркие и
красочные фрески украшают большие сводчатые окна, располагающиеся в часовнях по
всему периметру храма. Атмосфера храма дышит спокойствием и умиротворением,
которые придает ему органная музыка, льющаяся из динамиков, располагающихся по
всему храму. Музыка, звучащая в динамиках записана здесь же, с помощью большого
органа, находящегося в глубине центрального нефа.
|